22 декабря в эфире Общественного телевидения секретарь Совета безопасности Армен Григорян коснулся утверждения оппозиционных депутатов о том, что в декабре прошлого года министры обороны Армении и России подписали секретный документ об отводе армянских войск из Сюника.
Отвечая на вопрос Петроса Казаряна, Григорян заявил, что оппозиция разоблачает «известные общественности факты», и что власти «публично рассказывали «почти обо всех процессах, которые имели место после 9 ноября».
По словам Григоряна, «суть документа заключалась в том, что Республика Армения продолжит использовать эту дорогу до тех пор, пока у нее не появится альтернативный путь».
«Если я не ошибаюсь, в ноябре в Армении было завершено строительство альтернативной дороги, и Азербайджан объявил, что установит таможенные посты на дороге Горис-Капан. И я не могу представить себе более открытого процесса, чем этот. Мы говорили об этом, и удивительно, что оппозиция разоблачает известные факты», — заявил Григорян.
Факты, которые секретарь Совбеза считает «известными общественности», на самом деле отнюдь не были известны, по крайней мере, до того момента, когда власти Азербайджана закрыли дорогу Горис-Капан.
10 ноября Баку объявил о размещении таможенных постов на участках дороги Горис-Капан, находящихся под контролем Азербайджана. В тот же день министр территориального управления и инфраструктур Армении сообщил, что альтернативная дорога готова и автомобили могут объезжать азербайджанские таможенные посты.
Вскоре после заявления Азербайджана Армен Григорян дал интервью программе «Лурер» Общественного телевидения, отметив, что Армения также «устанавливает таможенные посты на том же участке дороги», но «поскольку, как уже было объявлено, дорога Капан-Татев уже готова, а оттуда, можно сказать, у нас есть безопасная дорога в Горис или в Ереван, т.е. готова альтернативная дорога». Григорян отметил, что благоустраиваются дороги, ведущие к общинам Сюникской области.
Армен Григорян тогда связал вопрос строительства альтернативных дорог с государственной программой реформирования дорожного строительства. Он также затронул эту тему на следующий день, 11 ноября, в беседе с журналистами после заседания правительства, опять же не сказав ни слова об уже существующем соглашении или письменном договоре. Он только отметил, что этот участок дороги имеет «особый статус», и граждане РА могут проехать по этой дороге, внося плату.
Вечером того же дня Армен Григорян дал интервью Общественному телевидению, в котором впервые намекнул на «предварительную договоренность». «Предварительная договоренность касалась использования дороги определенное время до тех пор, пока мы будем иметь альтернативный путь», — сказал он.
Как видно из этих заявлений, секретарь Совбеза неоднократно говорил о дороге Горис-Капан, как во время, так и после напряженности вокруг дороги, однако до заявлений оппозиционных депутатов он ни разу не упомянул о каком-либо договоре, заключенном между тогдашним министром обороны Армении Вагаршаком Арутюняном и министром обороны России Сергей Шойгу. До установки Азербайджаном на дороге таможенных постов Григорян и другие представители власти не говорили о деталях договора об альтернативной дороге.
Более того, в сентябре этого года, говоря о решении Азербайджана облагать налогами иранские автомобили, премьер-министр Никол Пашинян подробно остановился на этом вопросе, отметив, что в декабре 2020 года была достигнута договоренность о беспрепятственном использовании дороги транспортными средствами и для транзита грузов. Он также «предположил», что Азербайджан начал сбор налогов, так как в этой договоренности не были зафиксированы обстоятельства, связанные с иностранными грузами.
Иными словами, Пашинян, как и Армен Григорян, касаясь практически всех сторон вопроса, никоим образом не сказал, что достигнутые договоренности были в письменной форме, и не упомянул, что после строительства альтернативной дороги Азербайджан может закрыть этот участок дороги Горис-Капан.
Наконец, важно то, как Армен Григорян аргументирует, что процесс является открытым. В отрывке из последнего интервью в качестве доказательства того, что существование и содержание документа не утаивается, он приводит заявление Азербайджана о создании таможенных постов, что не имеет ничего общего с другим утверждением Григоряна о публичном и прозрачном стиле работы властей Армении.
Ани Аветисян