Высокопоставленные чиновники Азербайджана, сперва министр иностранных дел Джейхун Байрамов, а затем президент Ильхам Алиев, заявили 5-6 июня, что Конституция Азербайджана и другие законодательные акты не содержат территориальных претензий к соседним государствам и Армении, между тем как Конституция Армении и другие законодательные документы содержат такие претензии.
Более того, Алиев, повторив мысль своего министра иностранных дел, добавил: «Заключение мирного договора между Азербайджаном и Арменией невозможно без изменения Конституции Армении».
Президент Азербайджана также отметил, что его страна «никогда не имела территориальных притензий к Армении». «Это у них [Армении] были территориальные претензии к нам. Это в их декларации о независимости, которая потом стала частью их конституции, есть территориальные претензии к Азербайджану», — сказал Алиев.
«Платформа проверки фактов» пошла по стопам заявления Алиева, изучила Конституцию страны, законодательные положения, заявления и нашла в них прямые территориальные претензии к Армении, как бы официальные лица страны ни утверждали обратное.
Другими словами, факты показывают, что президент Азербайджана лжет.
Так, в преамбуле Конституции Азербайджана, принятой в 1995 году, указано, что принципы конституционного закона «О независимости Азербайджанской Республики» считаются основными принципами. Согласно статье 2 этого закона, принятого в 1991 году, Азербайджанская Республика является правопреемником существующей в 1918-1920гг. Азербайджанской Республики. В преамбуле того же конституционного закона говорится, что принятие закона основано на принципах Декларации независимости, принятой Национальным советом Азербайджана 28 мая 1918 года.
В пункте 1 Декларации независимости говорится, что Азербайджанская Республика состоит из «Восточного и Южного Закавказья». Согласно другому решению Национального совета, Азербайджан отказывался от своих «прав» на Ереван.
Согласно административно-территориальному делению, представленному странам Антанты в ноябре 1919 года, Азербайджан претендовал на значительную часть территорий Армении, включая территории нынешней Армении: Сюник, Вайоц Дзор, а также территории от Араратской, Армавирской, Гегаркуникской, Тавушской, Лорийской и Ширакской областей.
В представленном в 1919 году на Парижской мирной конференции пакете, который был продемонстрирован вместе с картой, Азербайджан не имел претензий лишь на некоторые части территорий Еревана и Лорийской, Ширакской, Арагацотнской, Гегаркуникской и Котайкской областей.
В ноябре 1920 года в Лиге Наций Азербайджанская Демократическая Республика претендовала на территорию в 108 000 квадратных километров, отмечая, что в случае разрешения пограничных споров с Арменией и Грузией эта площадь составит 141 000 квадратных километров. Уже в декабре 5-я комиссия Лиги Наций отклонила запрос Азербайджана, объяснив это тем, что было сложно определить общую территорию Азербайджана и что из-за пограничных споров с соседями невозможно определить нынешние границы этой страны.
В принятом в 1999 году постановлении Гейдара Алиева по случаю 25-летия Нахичеванской автономной области говорится, что «…прежде всего, Зангезур (Сюникская область), входивший в состав территории древнего Азербайджана, был включен в состав территории Армянской ССР».
В ходе своего исследования «Платформа проверки фактов», помимо вышеупомянутых вопиющих фактов, также рассмотрела множество заявлений высокопоставленных чиновников и решений, принятых парламентом Азербайджана (Милли Меджлисом), в которых прямым текстом излагаются территориальные претензии к Армении.
Что касается Конституции Армении, то в ней к Азербайджану нет территориальных претензий. В Конституции содержится ссылка на Декларацию независимости РА, в которой и упоминается Нагорный Карабах. Пожалуй, именно это обстоятельство дало Азербайджану повод для опасений.
«Армянский народ, основываясь на фундаментальных принципах армянской государственности и общенациональных целях, закрепленных в Декларации о независимости Армении, осуществивший священный завет своих свободолюбивых предков о восстановлении суверенного государства, преданный делу укрепления могущества и процветания Родины, во имя обеспечения свободы поколений, общего благосостояния, гражданского согласия, подтверждая свою верность общечеловеческим ценностям, принимает Конституцию Республики Армения», — говорится в преамбуле Конституции Армении.
В принятой 28 августа 1990 года Декларации независимости РА говорится: «Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения, имея целью создание демократического, правового общества, ПРОВОЗГЛАШАЕТ начало процесса утверждения независимой государственности».
Министр иностранных дел РА Арарат Мирзоян в ходе совместного заседания комиссий НС 4 июня подтвердил свое заявление, сделанное 23 января этого года о том, что Армения и Азербайджан озвучили друг перед другом позицию, согласно которой каждый видит существенные проблемы и препятствия в конституции другого для установления долгосрочного мира. «Так что да, насколько Азербайджан видел и представил эту проблему, так и Армения привлекла внимание Азербайджана к эквиваленту такой проблемы в своей правовой базе, начиная с Конституции», — сказал Мирзоян.
Таким образом, несмотря на утверждения Баку о том, что у них нет амбиций на территории Армении, Конституция Азербайджана и ряд законов, а также многочисленные заявления официальных лиц свидетельствуют об обратном. Кроме того, об амбициях на армянские территории в законодательном поле Азербайджана сообщил также глава МИД Армении.
Асмик Амбарцумян