Судья Апелляционного гражданского суда Гагик Ханданян оказался в центре внимания Комиссии по предотвращению коррупции в 2020 году, после приобретения компании «Муш». Любопытно, что Ханданян приобрел эту компанию за 2,3 миллиона долларов, фактически не имея соответствующих финансовых средств».
«Платформа проверки фактов» уже писала об имуществе и бизнес-деятельности Гагика Ханданяна и его семьи. Не меньший интерес представляют предпринимательская деятельность и имущество сына Ханданяна – также судьи Рафика Ханданяна. Отметим, что Рафик Ханданян приходится зятем (мужем дочери) бывшему мэру Еревана, экс-министру транспорта и связи Гагику Бегларяну.
Кто такие Ханданяны
Как мы уже писали в предыдущей публикации, Гагик Ханданян с 1990-х годов занимал различные должности в правоохранительных и судебных органах. В январе 2016 года он был назначен судьей Апелляционного гражданского суда.
Рафик Ханданян – старший сын Гагика Ханданяна. С 2013 года указом президента он занимает должность судьи Административного суда.
Довольно интересна также хронология назначения на должности Гагика Бегларяна и Рафика Ханданяна.
Бегларян был назначен министром транспорта и связи в июне 2012 года. Через несколько месяцев, в ноябре, дочь Бегларяна Нателла Бегларян выходит замуж за Рафика Ханданяна, а еще через два месяца, в январе 2013 года, Рафик Ханданян назначается судьей Административного суда.
До назначения на должность судьи Рафик Ханданян представил в Комиссию по этике высокопоставленных лиц только одну декларацию – в 2011 году: в ней он выступал как лицо, совместно проживающее с Гагиком Ханданяном. В том году Рафик Ханданян задекларировал зарплату в размере 3 млн драмов и дарение на сумму 2,5 млн драмов.
Как мы уже отмечали, в 2013 году Ханданян назначается судьей, и с тех пор представляет декларации уже как должностное лицо.
В декларации о вступлении в должность Рафик Ханданян указал ценные бумаги стоимостью 50 000 драмов, а также наличные средства в размере 31 млн драмов, 70 000 долларов и 21 000 евро. Напомним, что Рафик Ханданян в своей годовой декларации от 2011 года указал только зарплату в размере 3 млн драмов и дарение на сумму 2,5 млн драмов, и непонятно, как за один год у Рафика Ханданяна могла скопиться такая большая сумма.
Кстати, несмотря на то, что Ханданян в декларации о вступлении в должность представил долю стоимостью 50 000 драмов, по данным Регистра юридических лиц, в 2013 году у него не было принадлежащей ему доли в какой-либо компании.
Жена Рафика Ханданяна, дочь Гагика Бегларяна Нателла Бегларян в том году ничего не декларировала.
В последующие годы значительных изменений в декларациях Рафика Ханданяна не наблюдается, кроме, разве что, непрерывного роста наличных средств, а в декларациях жены не представляется ничего: ни движимого или недвижимого имущества, ни денежных средств, ни доходов.
В 2017 году Рафик Ханданян приобретает ценные бумаги стоимостью 10 000 драмов, а в 2018 году ценные бумаги стоимостью 50 000 драмов приобретает Нателла Бегларян.
С 2019 года порядок декларирования имущества и доходов должностных лиц изменился. Одно из основных различий состояло в том, что если ранее должностные лица декларировали имеющееся у них имущество в декларации при вступлении в должность, а каждый год представляли сделки только за отчетный год, то по новому порядку они обязаны каждый год представлять как сделки, осуществленные в течение года, так и полную информацию об имуществе, находящемся в их распоряжении.
В 2019 году денежные средства Рафика Ханданяна уменьшились с 60 млн драмов до 15,7 млн драмов. Что было куплено на эту сумму, в декларации не объясняется, однако денежные средства в иностранной валюте остаются неизменными: 70 000 долларов и 22 000 евро. Рафик Ханданян представил также декларацию о зарплате в размере 8,6 млн драмов и доле, купленной в 2017 году.
Жена Рафика Ханданяна Нателла в 2019 году задекларировала принадлежащие ей по праву единоличной собственности одну квартиру и один гараж на Северном проспекте, а также нежилой участок многоквартирного здания, расположенного в районе Кентрон, купленный в 2019 году за 50 млн драмов.
Неизвестно, откуда у Нателлы Бегларян 50 млн драмов, если ранее в своих декларациях она ничего не представляла. Из декларации также узнаем, что ценные бумаги, приобретенные Бегларян в предыдущем году, являются 100-процентной долей некоей компании.
Рафик Ханданян в предыдущем году задекларировал наличные средства на сумму 25,6 млн драмов, 70 000 долларов, 20 000 евро, зарплату в размере 9,8 млн драмов, а также заем в размере 2 млн драмов, предоставленный компании ООО «Аратта груп».
Как мы уже отмечали, в 2018 году Нателла Бегларян приобрела 100-процентную долю некоей компании. Речь идет об ООО «Гранд Хаус». Сколько стоило ООО «Гранд Хаус», неизвестно, однако уже в 2020 году Нателла Бегларян получила доход с этой компании в размере 26 млн драмов.
Судебная деятельность – параллельно бизнесу
Как мы отмечали, в прошлом году Гагик Ханданян приобрел ООО «Муш», что, по мнению Комиссии по предотвращению коррупции, является нарушением закона «Об общественной службе» и Судебного кодекса. Однако, как оказалось, ООО «Муш» было не единственным приобретением Ханданяна.
Рафик Ханданян, параллельно своей службе в качестве судьи, в 2015 году учреждает ООО «Аратта консалтинг», осуществляющее юридическую деятельность, и через месяц продает его. Однако в годовой декларации Ханданяна об этом нет ни слова.
В 2017 году Рафик Ханданян учредил новую компанию – ООО «Аратта груп». В отличие от ООО «Аратта консалтинг», данные о котором Рафик Ханданян при представлении декларации скрыл, сведения о новой компании он указал в годовой декларации за 2017 год. Кстати, в декларации за предыдущий год именно этой компании Ханданян предоставил заем на 2 млн драмов.
Деятельность компании в настоящее время временно прекращена.
Фактически в 2015 году Рафик Ханданян, будучи судьей, начал заниматься предпринимательской деятельностью.
В 2018 году предпринимательской деятельностью в семье Ханданянов начинает заниматься жена Рафика Ханданяна, Нателла Бегларян, которая в конце года приобрела 100-процентную долю ООО «Гранд Хаус». Как мы уже отмечали, неизвестно, сколько Нателла Бегларян заплатила за покупку этой организации, оказывающей дошкольные образовательные услуги, но напомним, что до этого Бегларян не представляла в своих декларациях ни недвижимости, ни денежных средств и ни остатков банковского счета. Следовательно, эта сделка была довольно странной с финансовой точки зрения, если, конечно, «спонсором» не стал ее отец Гагик Бегларян.
Кстати, Нателла Бегларян произвела всего 3 обязательных платежа в Фонд страхования военнослужащих – в январе-марте 2017 года, — что означает, что, по меньшей мере, в эти месяцы она выполняла оплачиваемую работу, которая не была указана в декларациях. Кроме этих трех, других переводов в фонд от имени Нателлы Бегларян не было.
Согласно новому порядку декларирования, должностное лицо-декларант обязуется также заполнять декларацию об интересах, которая должна содержать информацию об участии должностного лица или члена его семьи в организации (паи, акции, доли).
Однако Рафик Ханданян в декларации об интересах не указал сведений как о своих долях, так и о долях отца в различных компаниях, как ничего не указал и об ООО «Гранд Хаус», приобретенном его женой.
Таким образом, можем утверждать, что Рафик Ханданян в годы службы в должности судьи учредил ряд компаний, занимался предпринимательской деятельностью, а в декларациях об интересах не представил сведений о компаниях, созданных или купленных им, его женой или отцом, что позволило бы увидеть участие должностного лица или члена его семьи в этих компаниях.
Севада Казарян