Вечером 30 сентября премьер-министр Никол Пашинян дал обширное интервью Общественному телевидению, основной темой которого стали вопросы внешней политики, в том числе политическая атмосфера, создавшаяся после сентябрьской агрессии Азербайджана, ответ ОДКБ на агрессию Баку и дискуссии по этому поводу в общественном поле Армении.
Еще до окончания пресс-конференции в Telegram и Twitter начала распространяться информация о том, что якобы Пашинян заявил в интервью, что согласно существующему плану, «Армения начнет процесс выхода из ОДКБ в 2023 году, если Россия и другие члены организация не выполняет своих союзнических обязательств».
Одними из первых информацию распространили Telegram-канал Re:public of Artsakh, пользователи Twitter @ARTSAKHPUBLIC, @301arm, @Armbreakingnews и другие.
Некоторые из них позже удалили пост, извинившись за дезинформацию.
Распространяемая информация является ложной, поскольку Никол Пашинян в своем интервью ничего подобного не говорил. Приводим текстовый фрагмент интервью касательно вопроса о членстве в ОДКБ.
Вопрос։ С мая 2021 года, когда Азербайджан впервые вторгся на суверенную территорию Армении, мы обратились в ОДКБ. Мы обратились в ОДКБ и после последних событий. Вы знаете, какое большое общественное недовольство есть в связи с несоразмерным откликом ОДКБ и какие дисскусии разворачиваются по этому поводу. Армения собирается выйти из ОДКБ?
Никол Пашинян: «Вы знаете, недавно в результате контактов с рядом партнеров по ОДКБ я констатировал, что и в ОДКБ зафиксировали рост определенных общественных настроений в Армении, что происходит очень быстро, большими шагами. Во время одного разговора даже было сказано, что в ОДКБ есть опасение относительно того, что организация потеряет Армению, а я на это ответил так: в Армении же беспокоятся по поводу того, что ОДКБ уйдет из Армении. На самом деле это вовсе не игра слов, все это имеет очень серьезное содержание.
В конце концов, давайте не забывать, что я сейчас являюсь председательствующим в ОДКБ, а председательствующий в ОДКБ должен дать разъяснения перед премьер-министром Армении в том же лице. Понимаете, это очень сложная ситуация, и формулировками, которые, на первый взгляд, кажутся игрой слов, думаю, я сформулировал всю проблематику.
Самое главное, мы ожидаем четкой политической оценки ситуации. И я хочу напомнить вам об одной тонкости. На рабочем уровне я много раз выступал внутри ОДКБ, но сейчас особый момент, скажу публично. Например, когда прежде с партнерами по ОДКБ шли обсуждения относительно безопасности Армении, мы получали четкие заверения в том, что граница РА — красная линия для ОДКБ. В прошлом году, когда произошли события Сотка-Хознавара, мы обратились к ОДКБ и получили весьма странный ответ — нет делимитации и демаркации границ, и тут возник вопрос: а где проходит эта самая красная линия? Еще тогда мы четко сформулировали необходимость четкого ответа на этот вопрос.
Это важно не только для Армении, но и для ОДКБ, поскольку говорить, что между Арменией и Азербайджаном нет границы, означает, что нет ОДКБ, потому что организация имеет зону ответственности, которая имеет четкие границы. Если нет границы, значит нет и зоны ответственности, если нет ответственности, то значит нет и самой организации.
Но я хочу вам сказать следующее: демаркации границ нет и между Россией и Беларусью, между Россией и Азербайджаном.
Сейчас, когда Баку говорит, что нет демаркации границ между Арменией и Азербайджаном, и приграничная ситуация обостряется именно по этой причине, это означает, что, к примеру, теоретически Азербайджан может вторгнуться и на территорию России, а РФ – Азербайджана. А когда будет задан вопрос, а что это происходит, то последует ответ: нет демаркации границы. Проблемы есть во многих странах, в том числе и в ОДКБ.
Но я хочу сказать вам другое. Есть ли граница между Арменией и Азербайджаном? Да, между Арменией и Азербайджаном есть граница, и эти границы известны по координатам. Это административные границы Советского Союза, согласно соглашению от 18 декабря 1991 года, которое было ратифицировано парламентами и Армении, и Азербайджана. Эти существующие границы признаны, как государственные.
В этом вся проблема. Армения… Когда говорят, выйдет Армения из ОДКБ или нет, это неправильная постановка вопроса. Вопрос в том, уйдет ли ОДКБ из Армении или нет, или ОДКБ закрепит свою зону ответственности, свою красную линию в Армении?
Вопрос: Вчера вы принимали Станислава Зася. Мы знаем, что в Армению прибыла миссия. Чем занималась здесь эта миссия? Как бы вы оценили эффективность?
Никол Пашинян: Вы знаете, генеральный секретарь ОДКБ выполняет поручение Совета коллективной безопасности по оценке ситуации на месте и представлению своей оценки. Вчера у нас была встреча, и он представил, к каким он пришел выводам. Я представил наши замечания и предложения в контексте этих выводов. Вы знаете что сейчас решения принимает не секретарь ОДКБ, а Совет коллективной безопасности. Здесь очень важно, сформулирует ли ОДКБ четкую политическую оценку относительно ситуации или нет?
То есть акт агрессии в отношении Армении должен быть зафиксирован и должна быть представлена четкая дорожная карта по ликвидации этого акта. Тем самым должна быть красная линия, которая де-юре зафиксирована и является краеугольным камнем ОДКБ. Если кто-то придет к окончательному выводу, что границы между Арменией и Азербайджаном нет, несмотря на то, что оснований для такого вывода нет, то он констатирует, что ОДКБ просто не существует».
Таким образом, отвечая на вопросы о целесообразности членства в ОДКБ, Никол Пашинян не делал заявления о выходе Армении из организации, более того, ничего не говорил о сроках или планах.
Лусине Восканян
Акоп Карапетян