Президент США Дональд Трамп 25 апреля в интервью журналу Time заявил, что «Крым останется с Россией. И президент Украины Владимир Зеленский понимает это».
«Платформа проверки фактов» рассмотрела официальную позицию администрации президента США и законодательные документы по вопросу аннексии Крыма Россией. Кроме того, мы также изучили Конституцию Украины, чтобы выяснить, каким законодательным путем возможно передать Крым или любую часть суверенной территории страны другому государству — в данном случае России.
Администрация Трампа приняла декларацию «Крым не является частью России»
В июле 2018 года, в первый срок президентства Трампа, государственный секретарь США Майк Помпео опубликовал «Крымскую декларацию» (Crimea Declaration), в которой США официально подтвердили свою позицию относительно аннексии Крыма Россией.
В этой декларации, в частности, отмечается: «Соединенные Штаты подтверждают, что их политическим курсом является отказ признать претензии Кремля на суверенитет над территорией, захваченной силой в нарушение международного права. Вместе с союзниками, партнерами и международным сообществом Соединенные Штаты отвергают попытку аннексии Крыма Россией и обязуются проводить эту политику до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Украины».
В первый срок президентства Трампа как Палата представителей, так и Сенат единогласно приняли ряд резолюций, осуждающих действия России в Крыму и Донбассе, подтверждающих поддержку США территориальной целостности Украины, а также требующих не снимать санкции с России до тех пор, пока Крым не будет возвращен Украине.
По сути, администрация Трампа в первый срок не признавала Крым частью России, поддерживая территориальную целостность Украины.
Конституция Украины запрещает территориальные уступки без проведения референдума
Президент Украины не может самостоятельно принимать решения по поводу статуса Крыма или любой другой украинской территории. Конституция Украины гласит, что любые изменения территории страны должны решаться посредством всеукраинского референдума. То есть, даже если руководство Украины захочет уступить Крым, это невозможно без волеизъявления народа.
Статья 73 Конституции Украины гласит: «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины».

В то же время, согласно статье 157 Конституции Украины, эта Конституция не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения.
Фактически, даже если президент Украины Владимир Зеленский «понимает, что Крым должен остаться с Россией», как утверждает Трамп, он или любой другой государственный чиновник и орган не вправе принимать единоличное решение о передаче региона другой стране — в данном случае России. Вопрос передачи как Крыма, так и территорий, захваченных Россией с 24 февраля 2022 года, может быть решен исключительно путем всеукраинского референдума.
Нане Манасян