Премьер-министр Никол Пашинян 12 февраля 2019 года в Национальном Собрании заявил, что сотрудники расформированного Общественного телевидения «Ширак» не потеряют свою работу, так как есть инвестор.
В частности, премьер отметил, что есть договоренность с инвестором, и правительство произведет отчуждение активов Общественного телевидения «Ширак» этому инвестору, и он сохранит эти рабочие места как минимум в течение следующих нескольких лет». «Согласно нашей договоренности, эти люди не останутся без работы…», — сказал Пашинян.
Один из читателей «Платформы проверки фактов» попросил выяснить, на каком этапе сейчас находится частная инвестиция.
Почему было ликвидировано Общественное телевидение «Ширак»?
Решение о расформировании ЗАО «Общественное телевидение и радио Ширака» было принято 31 января 2019 года на заседании правительства.
В качестве обоснования отмечалось, что с 26 октября 2016 года на территории Республики Армения было отключено аналоговое вещание, и был осуществлен полный переход на цифровое телевизионное вещание. «Инициатива правительства раформировать ЗАО «Общественное телевидение и радио Ширака» обусловлена тем, что компания все еще осуществляет аналоговое вещание, поэтому не может обеспечить широкий охват аудитории, а для перехода на цифровое вещание, в первую очередь, потребуются соответствующее законодательное урегулирование и значительные финансовые вложения, что на данный момент нереально», — отмечается в решении.
В беседе с Fip.am бывший исполнительный директор «Общественного телевидения и радио Ширака», основатель региональной телекомпании «Цайг» Артур Гандилян отметил, что до 8 апреля 2019 года 43 сотрудника компании продолжали работать в обычном режиме. Согласно данным, предоставленным нам Советом Общественной телерадиокомпании, на момент расформирования в компании было зарегистрировано 43 сотрудника, 3 из которых работали по совместительству. Пособия по роспуску были выплачены 40 сотрудникам.
По словам исполнительного директора, процесс ликвидации компании был завершен в феврале 2020 года.
Инвестиции в общественное телевидение «Ширак» так и не были осуществлены
Инвестиций в общественное телевидение «Ширак» осуществлено не было. В ответ на запрос «Платформы проверки фактов» в правительстве сообщили, что в ходе обсуждения программы возникли проблемы.
«В ходе известного обсуждения о реализации инвестиционной программы на Общественном телевидении «Ширак» возникли такие правовые и технические вопросы, в том числе связанные с каналом связи, которые не позволили реализовать инвестиционную программу», — говорится в ответе.
В Совете Общественной телерадиокомпании нам сообщилу, что ни одно частное лицо или организация не выразили желание инвестировать в ТВ «Ширак» и перезапустить его.
Артур Гандилян, в свою очередь, отметил, что обсуждения об инвестировании проходили до ликвидации в качестве альтернативы закрытию компании. Однако инвестирование было на самом деле не выгодно, так как покрытие телекомпании было небольшим, и по этой причине инвестора не нашлось. Однако он добавил, что, по его сведениям, на начальном этапе инвестор был.
«Согласно закону «О телевидении и радио», каждой области выдается одна лицензия на цифровое вещание. В Ширакской области эта лицензия предоставлена ТВ «Цайг».
Мы должны были принять участие в тендере, у нас должна была быть лицензия, чтобы мы могли работать как частная компания. Мог бы быть и инвестор, но как бы он вернул свои вложенные средства было неясно, поскольку просмотров аналога было мало», — сказал Гандилян.
Большинство сотрудников телевидения по-прежнему безработные
Тигран Гасабян почти три года проработал в Общественном телевидении «Ширак» в качестве оператора.
В беседе с Fip.am он рассказал, что процесс расформирования компании был очень тяжелым для нескольких десятков сотрудников. Они возлагали большие надежды после выступления премьер-министра в Национальном Собрании, однако обещание о сохранении рабочих мест не выполнилось, и большинство сотрудников по сей день остаются безработными, в том числе Тигран Гасабян.
По словам Габасяна, является ненормальным тот факт, что телекомпания, которая вещала на протяжении многих лет, внезапно закрывается. «Телевидение работало на протяжении 26 лет. Затем, не задумываясь, оставляют без работы 50 человек. На мой взгляд, это не нормально. Люди надеялись, ведь это, в конце концов, общественное телевидение, но его закрыли, объяснив это тем, что его существование не целесообразно. Они же ведь обещали, что не закроется. Неужели ни один инвестор не захотел сделать инвестиции?», — говорит Гасабян.
Он отмечает, что в Гюмри вообще трудно найти работу, а людям с узкими профессиями, работающим в телекомпаниях, еще сложнее.
«Не только в Гюмри, но и по всей Армении ситуация в этой сфере является позорной. У региональных телекомпаний нет средств. Люди кое-как работают, и кое-как получают копейки за это», — сказал он.
По словам оператора, две другие телекомпании, действующие в Шираке («Цайг», «Гала»), также находятся в очень сложной ситуации. ««Цайг» находится на грани закрытия. «Гала» не имеет цифрового вещания, ситуация здесь очень плохая. У телекомпании нет средств, чтобы платить операторам, журналистам. Остались только один журналист и один редактор. Если бы не трансляция в Ереване, телекомпания «Шант» давно бы закрылась», — отмечает Гасабян.
Эти условия не позволяют оператору найти работу по специальности, поэтому он пытается сменить род деятельности.
Подводя итог, можно констатировать, что хотя в 2019 году премьер-министр Никол Пашинян заявил, что есть инвестор, которому будут отчуждены активы Общественного телевидения «Ширак», никаких инвестиций фактически осуществелено не было, а сотрудники телекомпании были уволены.
Лусине Восканян