Несколько дней назад третий президент Армении Серж Саргсян дал интервью о переговорном процессе по Арцахской проблеме, в ходе которого, среди прочего, коснулся возможных устных договоренностей по территориальным уступкам. Саргсян также сослался на устную договоренность, достигнутую во время четырехдневной Апрельской войны, на основании которой война была прекращена.
Заместитель руководителя аппарата премьер-министра Тарон Чахоян на своей странице в Facebook коснулся упомянутых частей интервью, приложив к записи видео. Он выделил из видео две части, в одной из которых Саргсян говорит: «Я могу сказать следующее: не было абсолютно никакого устного обещания», а в другой части он говорит: «Я совершенно открыто говорил, что достигнута только устная договоренность о прекращении войны».
В приложенном к видео тексте Чахоян заключил, что Серж Саргсян: «․․․с разницей в несколько минут делает фундаментально противоречивые заявления. То говорит, что никаких устных договоренностей не было, а через несколько минут сообщает, что на основании устных договоренностей была прекращена Апрельская война».
Запись заместителя руководителя аппарата премьер-министра распространил бывший председатель Общественного совета Степа Сафарян, после чего обе публикации были перепечатаны на принадлежащем семье премьер-министра сайте газеты «Айкакан жаманак». Публикацию Чахояна также перепечатали сайты araratnews.am, armpublic.am, armenianews.net и medianews.am. Кстати, последние два сайта принадлежат Тарону Чахояну.
«Платформа проверки фактов» проверила и выяснила, что видео, опубликованное Чахояном, вырвано из контекста, а вывод последнего о том, что Саргсян сделал фундаментально противоречивые заявления, является неверным.
Так, интервьюер, обращаясь к Саргсяну, говорит: «Когда Вы говорите, что невозможно, читая документы, владеть переговорной действительностью, Вас очень спокойно могут обвинить и обвиняют в устных договорённостях. Премьер-министр на своей странице в Фейсбук в своём последнем интервью говорит, что лично Вы давали обещания и что в 2018–2019 годах уже пришло время воплощать в жизнь эти обещания, которые не зафиксированы в документах». В ответ на вопрос Саргсян отмечает: «Я могу сказать следующее: не было абсолютно никакого устного обещания. И это не наш стиль, согласно устным договорённостям, что-то уступать и так далее, будь то существенным или несущественным».
В другой части интервью интервьюер задает Саргсяну вопрос об обстоятельствах прекращения четырехдневной Апрельской войны: «Я хочу однозначно у Вас уточнить: чтобы как можно скорее, за четыре дня прекратить войну, или после войны на двусторонних переговорах или в формате сопредседательства, с участием сопредседателей, армянскую сторону как-либо вынуждали пойти на уступки в вопросе промежуточного или окончательного статуса Нагорного Карабаха, и пошла ли армянская сторона на какие-либо уступки в этом вопросе? Премьер-министр утверждает, что да, именно в 2016 году армянская сторона отступила в вопросе статуса Нагорного Карабаха».
На вопрос Саргсян отвечает: «Конечно, абсолютно никакого давления и никаких уступок, никаких письменных или устных договорённостей не было. И я об этом говорил, когда говорил об Апрельской войне, и говорил, когда была следственная комиссия и так далее, я очень открыто говорил, что о прекращении войны была достигнута всего лишь договорённость, устная. И они настаивали, что, может быть, есть какой-то письменный документ, есть какие-то уступки и так далее».
На слова Саргсяна интервьюер замечает, что «предлагали новый договор о перемирии, но Вы были против этого». Саргсян отвечает: «Абсолютно. Мы не пошли на какой-либо новый документ или на какие-то устные договорённости, и это подтвердили сопредседатели, когда заявили публично, что нет никакого нового документа, и в силе остаётся заключённый в 1994 году трёхсторонний договор».
Не оценивая достоверность слов Сержа Саргсяна, констатируем, что в процитированных отрывках, в определенном контексте, два сделанных им заявления не противоречат друг другу.
В одном случае Саргсян отрицает наличие устных договоренностей в обмен на какие-то уступки, в другом случае говорит об устной договоренности о прекращении Апрельской четырехдневной войны, имея в виду, что в апреле 2016 года, помимо действующего Бишкекского протокола о прекращении огня от 1994 года, другого письменного документа не было, то есть, по его словам, не было никаких дополнительных уступок.
Таким образом, получившая широкое распространение публикация заместителя руководителя аппарата премьер-министра является вырванной из контекста и манипулятивной, а в двух заявлениях Сержа Саргсяна нет противоречия.
Нарек Мартиросян