ОБНОВЛЕНИЕ: В подзаголовок «Правительство как акционер: в ожидании нового медеплавильного завода» внесено дополнение от 06․06․2022г. Дополнение начинается со звездочки (*) и заканчивается двойной звездочкой (**).
По данным на 2021 год, Зангезурский медно-молибденовый комбинат (ЗММК) является крупнейшим налогоплательщиком Армении, уплатившим налогов на сумму 48.8 млрд драмов. Съемочная группа «Платформы проверки фактов» побывала в городе Каджаран в апреле этого года и засняла, как проводится процесс проведения взрывных работ на шахте в непосредственной близости от города, как город накрывается облаком пыли после взрыва, как питающая город река Вохчи пересыхает после слива воды с комбината. Мы также провели эксклюзивную видеосъемку на территории комбината, выявив неудовлетворительные условия труда крупнейшего предприятия.
Между Зангезурским и Мегринским хребтами расположен город Каджаран. Село в несколько десятков покосившихся домиков, которое находится недалеко от города, называется Каджаранц. Именно это село и дало свое название сформировавшемуся в советские годы промышленному городу.
С годами Зангезурский медно-молибденовый комбинат «поглотил» село. Если в 1931 году в Каджаранце проживало 526 человек, то в 2021 году население села сократилось более чем в два раза, составив 206 человек.
Село Каджаран
Зангезурский медно-молибденовый комбинат был введен в эксплуатацию в 1951 году. Комбинат выпускает молибденовый и медный концентраты. Основанная в советские годы как государственное предприятие компания была приватизирована в 2004 году.
Основным объектом загрязнения атмосферного воздуха в Каджаране и прилегающих районах является ЗММК. Пылевая нагрузка на город увеличивается параллельно с расширением производственных мощностей комбината.
Если до приватизации в 2004 году ЗММК перерабатывал 7-8 млн тонн руды в год, то в 2021 году годовая производительность комбината составила 17.6 млн тонн, а уже в этом году ее планируется увеличить еще на 25%, доведя до 22 млн тонн.
В ответ на запрос FIP.am в Министерстве окружающей среды сообщили, что мониторинг пыли в городе Каджаран не проводится, проводится только мониторинг диоксида серы и диоксида азота. В ответе Министерства отмечается, что в 2020 и 2021 годах среднегодовые концентрации диоксида серы и диоксида азота не превышали гсоответствующих допустимых пределов.
Съемочная группа «Платформы проверки фактов» зафиксировала процесс проведения взрывных работ на шахте 19 апреля этого года. Через несколько минут после взрыва город полностью покрывается облаком пыли, так как комбинат находится непосредственно в административных границах города, а оживленный жилой массив от места взрыва отделяет максимум 1-2 километра. Если ветер дует в обратном направлении, пыль идет в сторону села. По словам сотрудника ЗММК Геворка Манукяна, такая картина здесь каждый день․ Почти каждый день на шахте проводятся взрывные работы, а во время ветра и ливней сточные воды текут в город, загрязняют реку Вохчи.
По данным Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), в 2019 году на ЗММК работало 4 626 человек, из них 1 052 – женщины, 11 – иностранцы.
По словам Геворка Манукяна, периодически проводится оценка состояния здоровья сотрудников, однако проведенные обследования не показывают реальной картины заболеваний каджаранцев.
«Человек здесь даже не осознает, что он болен. Посвящая себя комбинату, он только и успевает работать день и ночь по сменам. Есть люди, которые скрывают, что они больны, а другие узнают о болезни, когда нож доходит до кости», — говорит Геворк.
Как шахта влияет на здоровье жителей Каджарана неизвестно, так как Министерство здравоохранения никогда не проводило целевого исследования. В Министерстве здравоохранения FIP.am сообщили, что проведение такого исследования было отложено из-за коронавируса.
«Приказом № 2182-А от 7 июля 2020 года была утверждена методология «Эпидемиологическая оценка риска влияния окружающей среды на здоровье населения». После утверждения методологии в Сюникской области планировалось провести исследование по оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, но оно до сих пор не проведено из-за пандемии COVID-19», — говорится в ответе Минздрава.
По данным на 2020 год, число больных со злокачественными новообразованиями в Сюникской области составляет 1711 человек, из них 1004 – женщины.
По данным Минздрава, в 2021 году общее число больных с новообразованиями в Каджаране составляло 73 человека, 299 граждан имеют заболевания органов дыхания, у 17 жителей Каджарана диагностирован аллергический ринит.
Работники медно-молибденового комбината имеют возможность пользоваться медицинской страховкой, однако страховка не покрывает расходы на лечение жителей от нужных заболеваний, а для прохождения медицинского обследования и получения медицинской помощи граждане вынуждены ехать в Ереван, так как Каджаранский медицинский центр не оснащен необходимым оборудованием и специалистами.
Геворк отмечает, что нехватка оборудования и специалистов в Каджаранском медицинском центре создает дополнительные трудности для жителей, имеющих проблемы со здоровьем.
«То есть житель Каджарана должен проехать в больном состоянии 350 км, чтобы иметь возможность получить медицинскую помощь в Ереване. Есть люди, у которых есть дом в Ереване, но как рядовому каджаранцу найти место, где остановиться на несколько дней, чтобы решить свои проблемы со здоровьем в Ереване?», — говорит Геворк Манукян.
Карен Галстян, до недавнего времени занимавший пост председателя профсоюза комбината, отмечает, что он периодически получал обращения от жителей, которые в основном касались проблем со здоровьем.
«Те проблемы, которые у нас есть, не входят в страховой пакет. Люди платили из своего кармана, а если были большие расходы, помогал фонд ЗММК», — говорит Карен Галстян.
По словам бывшего главы профсоюза, он пытался поднимать вопросы прав и здоровья сотрудников перед руководством комбината, но в итоге был освобожден от занимаемой должности согласно собственному заявлению.
Условия труда времен «каменного века» на крупнейшем комбинате-налогоплательщике Армении
«Платформа проверки фактов» посетила медно-молибденовый комбинат, чтобы получить представление об условиях труда крупнейшего налогоплательщика Армении.
Сказать, что условия труда далеки от удовлетворения современных требований, значит ничего не сказать.
На комбинате не соблюдаются правила безопасности и санитарно-гигиенические нормы. Сотрудники не носят защитные каски, респираторы. Они едят в домике, расположенном рядом со зданием. Все окна цеха разбиты. С одной стороны, это может уменьшить количество токсичной пыли на территории, но сквозные ветры, в свою очередь, сказываются на здоровье сотрудников.
Цех дробления и транспортировки руды ЗММК
Вся территория заполнена остатками какой-то старой, вышедшей из строя техники, которая покрыта толстым слоем пыли. В целом, весь участок пыльный, в солнечный день, в дневные часы, воздух окутан пыльной мглой.
И во всем этом свой рабочий день проводят рабочие комбината, которые работают в 3 смены по 8 часов в день. То есть промышленный гигант никогда «не спит».
Большинство населения города и села Каджаран работает на комбинате, мало кто здесь занимается сельским хозяйством.
«Кроме комбината, другой работы нет․ Зниматься сельским хозяйством, можно сказать, невозможно или невыгодно, потому что везде пыль. Возможно, с увеличением объемов животноводство и тому подобное начали сокращаться. Каджаранцы хотят жить и что-то создавать здесь, зарплата считается привлекательной, но она не высокая, потому что продовольствие сюда в основном поступает либо из Еревана, либо из Ирана и продается по высокой цене», — говорит Карен Галстян.
Каджаран расположен на берегу реки Вохчи. Как сообщили FIP.am в областной администрации Сюника, город Каджаран и село Каджаранц получают питьевую и поливную воду из реки Вохчи․ На реке построены малые ГЭС «Вохчи 2» и «Вохчи 3». Помимо малых МГЭС воду из реки использует также Зангезурский медно-молибденовый комбинат.
По словам Геворка Манукяна, были случаи, когда у жителей Каджарана была проблема с питьевой и поливной водой, но работы на комбинате не прекращались, с водой проблем не было.
«Руководитель комбината приходил и говорил: «Геворк, тебе надо измельчить столько-то камней». Я ему отвечал, что у людей в доме нет воды, как же так получается? На что он отвечал, что он является исполнителем и не знает откуда идет вода. Если спросить у жителей Каджарана, они скажут, что последние 4 месяца была проблема с водой. Сейчас это обычная вода, она пригодна для питья, но за городом, если вы пройдетесь по комбинату, сами почувствуете разницу», — говорит Геворк Манукян.
В ответ на запрос FIP.am в Министерстве окружающей среды сообщили, что министерство выдало заводу разрешение на водопользование на период эксплуатации с 1 июля 2016 года по 1 июля 2021 года. Согласно разрешению, для промышленных целей комбинат может ежегодно осуществлять забор воды из реки Вохчи в размере 31 400 квадратных метров воды с расходом 995 л/с.
В дальнейшем срок действия разрешения был продлен, с новым разрешением увеличился объем забора воды. С новыми сроками комбинат с 18 февраля 2021 года по 18 февраля 2024 года сможет забрать из Вохчи максимум 31 547 кубометров воды с расходом 1070 л/с.
Из нашего снятого с дрона видео видно, как река Вохчи, которая должна была быть более бурной после весеннего таяния снега, фактически пересыхает после забора воды комбинатом.
Растущее хвостохранилище
Параллельно с увеличением объемов производства периодически увеличивались также объемы хвостохранилища, эксплуатируемого комбинатом.
Все отходы комбината сбрасываются в Арцваникское хвостохранилище. ЗММК эксплуатирует хвостохранилище с 1977 года. Проектный объем хвостохранилища составляет 325 млн кубометров, высота дамбы – 50 метров.
Территория хвостохранилища не огорожена, то есть животные могут беспрепятственно заходить на территорию, что они и делали в момент нашей съемки. А в другой части хвостохранилища проводились земляные работы, по всей вероятности, для увеличения территории.
Арцваникское хвостохранилище в 2004-2021гг.
За последние 17 лет площадь Арцваникского хвостохранилища увеличилась вдвое, вплотную приблизившись к прилегающим селам. Если 20 лет назад ближайшее к хвостохранилищу село Чапни находилось на расстоянии около 2 км, то сегодня расстояние между селом и хвостохранилищем составляет 350-400 метров.
Об этом свидетельствуют снимки, сделанные с помощью программы Google Earth.
Кто акционеры ЗММК?
В результате законодательных изменений, внесенных в рамках Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), в 2020 году были опубликованы декларации о реальных собственниках компаний, эксплуатирующих металлургические рудники. Однако фактически обнародованы только 37.5% акционеров, в случае остальных 62.5% отмечается только то, что комбинат является владельцем выпущенных им акций.
Согласно декларации, 12,5% акций принадлежат Томасу Питеру Халу, 12,5% акций принадлежат бывшему министру здравоохранения и социального развития России Михаилу Зурабову. Другим акционером является Мгер Полосков, которому принадлежат 7.5% акций. Владельцем 2.5% акций комбината является Нарек Амбарян. Брат депутата НС от блока «Айастан» Ваге Акопяна – Карен Акопян – владеет 2.5% акций. В декларации также указаны имена Ваге Акопяна, Йоханнеса Бхата и Джонатана Иеронимуса, однако данных о принадлежащих им акциях нет. Предположительно, их доля не достигла 10%, а в этом случае закон не обязывает акционеров предоставлять данные.
Правительство как акционер: в ожидании нового медеплавильного завода
В 2021 году акционерное общество «Промышленная компания», которая является дочерним предприятием компании «ГеоПроМайнинг Армения», передала правительству 25% своих акций. Акционерному обществу «Промышленная компания» принадлежали 60% акций ЗММК, и 25% акций, переданные в дар правительству Республики Армения, составляют 15% от общего капитала комбината. Владельцем «Промышленной компании» является российский миллиардер Роман Троценко, который во время встречи с премьер-министром Николом Пашиняном в октябре 2021 года сообщил, что намерен в ближайшие годы построить в Армении новый медеплавильный завод, что сделает Армению более конкурентоспособной на рынке металлургической продукции, дав возможность экспортировать медь вместо экспорта концентрата и сырья.
В ответ на запрос FIP.am в Министерстве территориального управления и инфраструктуры сообщили, что инвестиционную программу строительства медеплавильного завода планируется реализовать к декабрю 2026 года, однако место строительства медеплавильного завода пока не определено.
Согласно уставу медно-молибденового комбината все акционеры компании имеют равные права и обязанности.
Акционер имеет право участвовать в управлении компанией, получать прибыль от деятельности компании, получать информацию о деятельности компании, иметь доступ к документам компании, следовательно, как акционер, всеми этими правами пользуется и государство, владеющее 15% акций.
В ответ на запрос FIP.am относительно того, какую прибыль правительство получило от ЗММК после того, как стало акционером, и куда оно ее направило, нам ответили: «Итоги деятельности компании за 2021 год подлежат подведению до 1 июля 2022 года. Следовательно информации о формировании годовых дивидендов компанией в государственном бюджете на 2022 год нет».
Правительство, в свою очередь, передало свою долю в ЗММК в доверительное управление Фонду государственных интересов Армении (ANIF). ANIF был основан в 2019 году, а председателем совета директоров является Тигран Авинян. Фонд со дня своего основания какого-либо годового отчета не представлял.
FIP.am также отправил запрос в ANIF относительно дивидендов, полученных от комбината, в ответ на который нам сообщили, что Зангезурский медно-молибденовый комбинат еще не выплатил дивиденды.
* «Платформе проверки фактов» в фонде также сообщили, что ANIF, как управляющий акциями акционера, владеющего меньшей долей, не участвует в аспектах управления ЗММК, представленных в статье.
«При этом считаем необходимым подчеркнуть, что обнародованные факты, если они соответствуют действительности, подчеркивают многослойные проблемы, которые накопились в ЗММК и не решались на протяжение многих лет. Решение этих проблем мы ожидаем от новых мажоритарных акционеров ЗММК», — говорится в ответе ANIF.
ЗММК как крупный налогоплательщик Армении: прибыль, уплаченные налоги, социальные программы
Зангезурский медно-молибденовый комбинат является одним из крупнейших налогоплательщиков Армении. В 2021 году компания заняла первое место в списке 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении. Согласно данным, опубликованным Комитетом госдоходов, в 2021 году комбинат уплатил в государственный бюджет 48.8 млрд драмов, в 2020 году – 42.9 млрд драмов, в 2019 г. – 51 млрд драмов, в 2018 г. – снова 51 млрд драмов, а в 2017 г. – 18.6 млрд драмов.
Из годовых отчетов ЗММК узнаем, что в 2020 году валовая прибыль компании составила 108 млрд драмов, в 2019 году валовая прибыль комбината составила 64 млн драмов, в 2018 году – 96 млрд драмов, в 2017 году – 89 млрд драмов.
На сайте ЗММК публикуется также информация о реализуемых комбинатом социальных программах. По контракту на недропользование компания обязана обеспечить охрану недр, земель, лесов, вод, природы и других объектов окружающей среды от вредного воздействия работ, связанных с недропользованием.
В договоре по социально-экономическим программам указано только, что компания обязана после закрытия рудника обеспечить реализацию социально-экономических мер по смягчению воздействия в общинах, находящихся в зоне непосредственного влияния закрываемого рудника. То есть социальные обязательства относятся к программам закрытия шахт.
Согласно опубликованным комбинатом данным, в 2020 году на реализацию социальных программ компания выделила 7 млрд драмов, в 2018 году – 7.9 млрд драмов, в 2019 году — 6 млрд драмов, в 2017 году — 3 млрд драмов.
Шушан Степанян
Севада Казарян
Хорен Григорян
Акоп Карапетян