Второй президент Армении Роберт Кочарян в ходе пресс-конференции 17 февраля сделал ряд ложных заявлений, к которым ниже обратилась «Платформа проверки фактов».
В частности, Кочарян, говоря о миссии российских миротворцев в Нагорном Карабахе, заявил, что проблемы в Нагорном Карабахе возникли после подписания Пражской декларации.
«В целом миротворцы сначала нормально выполняли свои функции – до того, пока мы не заявили, что признаем Карабах частью Азербайджана. Как только мы об этом заявили, начались проблемы, и, естественно, что они должны были начаться», — отметил Кочарян.
Второй президент Армении ошибается: с момента ввода российских миротворцев в Нагорный Карабах и до подписания Пражской декларации азербайджанская сторона неоднократно нарушала режим прекращения огня, а также осуществляла военные действия в зоне пребывания российских миротворцев, захватывая территории.
Таким образом, первый серьезный инцидент в Арцахе был зафиксирован всего через месяц после ввода миротворческого контингента – 12 декабря 2020 года. Несмотря на заявление от 9 ноября о том, что стороны должны остановиться на занятых позициях, подразделения вооруженных сил Азербайджана атаковали села Хцаберд и Хин Тагер Гадрутского района. В результате атаки оба села были оккупированы, 62 армянских военнослужащих были взяты в плен, 9 убиты, еще 8 ранены.
14 октября 2021 года вооруженные силы Азербайджана открыли огонь по боевой базе Армии обороны, расположенной на восточной границе Нагорного Карабаха, в результате чего шесть военнослужащих получили огнестрельные ранения.
24 марта 2022 года подразделения вооруженных сил Азербайджана, грубо нарушив положения трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, вторглись в зону ответственности миротворческого контингента в Нагорном Карабахе и взяли под контроль село Парух Аскеранского района и прилегающие к нему позиции, а затем предприняли попытку продвижения вдоль восточной границы Нагорного Карабаха.
25 марта в результате провокаций противника в восточной приграничной зоне Нагорного Карабаха, в частности, применения ударных беспилотников Bayraktar TB-2, погибли 3 военнослужащих-контрактников Армии обороны. О нарушении режима прекращения огня заявили также Министерство обороны и Министерство иностранных дел России, подчеркнув, что азербайджанская сторона нарушила трехстороннее заявление и вторглась в зону ответственности миротворческого контингента.
3 августа 2022 года азербайджанские подразделения обстреляли боевые позиции Армии обороны и место постоянной дислокации одной из воинских частей, используя, помимо стрелкового оружия различных калибров, минометы, гранатометы и ударные БПЛА, в результате чего погибли 2 военнослужащих-контрактников Армии обороны, еще 14 получили ранения различной степени тяжести.
Помимо вышеперечисленного, в результате нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана погибли (1, 2) или получили ранения мирные жители.
Миссия российских миротворцев в Нагорном Карабахе: начало и конец
В ходе той же пресс-конференции, говоря об Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и действиях Армении в этой структуре, а также о том, следует ли обращаться в ОДКБ в случае военной агрессии, Кочарян оправдал бездействие ОДКБ, пояснив, что Армения сама «дискредитировала эту структуру и возбудила уголовное дело против Хачатурова».
«Если ты не сражаешься за свои территории, думаешь кто-то другой должен за них бороться? Разве не помните, как в случае с озером Сев лич он сказал: «Мы не будем сражаться за заснеженную гору». Твой начальник Генштаба сказал «останутся голодными и покинут территорию». Вы хотите, чтобы по этой логике кто-то пришел и сражался с вами? Так не бывает», — сказал Кочарян.
Второй президент также подчеркнул, что Армения не обращалась к Российской Федерации в рамках двусторонних отношений.
Недоуменный вопрос второго президента «может ли кто-то другой сражаться за ваши территории?» необоснован, поскольку согласно статье 2 Устава ОДКБ, случае угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, они должны незамедлительно задействовать механизм совместных консультаций для координации позиций и принятия необходимых мер, таких как оказание помощи государствам-участникам в целях устранения угрозы.
Кроме того, подчеркнем, что в период агрессии, осуществленной Азербайджаном против Армении, Армения обращалась как к Российской Федерации, так и к ОДКБ.
Утром 14 мая 2021 года Армения официально обратилась к России за военной помощью. «Сегодня исполняющий обязанности премьер-министра Республики Армения Никол Пашинян обратился также к президенту России с просьбой оказать содействие в соответствии с армяно-российским соглашением, в том числе и военную помощь», — заявил тогда вице-спикер Национального Собрания Ален Симонян.
Армения во второй раз обратилась к России 14 сентября 2022 года. 14 мая 2021 года официальный Ереван впервые обратился к ОДКБ с просьбой реализовать механизм инициирования экстренных консультаций в рамках статьи 2 Договора о коллективной безопасности в целях координации позиций государств-членов ОДКБ и принятия мер по устранению возникшей угрозы. Однако обращение Армении осталось без ответа.
Во второй раз Армения официально обратилась к ОДКБ в сентябре 2022 года. 14 сентября Никол Пашинян заявил в Национальном Собрании, что Армения обратилась к ОДКБ на основании статьи 4 Договора о коллективной безопасности. Согласно статье 4 Договора о коллективной безопасности, «если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора».
ОДКБ и на этот раз не отреагировала на официальное обращение Армении, ограничившись лишь заявлением.
«Вы спрашиваете, почему Россия продала оружие Азербайджану? Почему бы вам не задать этот вопрос, например, Израилю, Турции, ряду других стран?», — интересуется Кочарян.
Ответ на этот вопрос на пресс-конференции не был дан, но он предельно ясен: Израиль или указанные вторым президентом страны не являются членами ОДКБ, а значит, не имеют никаких обязательств перед государствами-членами организации, в данном случае перед Арменией.
Таким образом, сделанные на пресс-конференции заявления Роберта Кочаряна относительно выполнения миссии российских миротворцев в Нагорном Карабахе, а также целесообразности обращения в ОДКБ и компетенции этой структуры являются неверными, а реальность и факты говорят об обратном.
Сюзанна Амбарцумян