Бывший премьер-министр, эконимист Грант Багратян 26 января на своей странице в Facebook сделал запись, в которой коснулся результатов Армении в ряде индексов 2019 года.
В частности, со ссылкой на доклад Doing Business 2020 ( «Ведение бизнеса 2020») Грант Багратян отметил, что в основанном на 12 показателях индексе Армения пережила регресс.
«Доклад DB 2020 был опубликован в октябре 2019 года. Армения на 47-м месте, по сравнению с 2018 годом опустилась на 6 позиций. И несмотря на то, что на заседании правительства председатель ЦБ сказал, что «произошла ошибка, сейчас исправим», так ничего исправлено не было. 47-е место – в целом, один самых плохих показателей за всю экономическую историю Армении (один раз было 48-е и в 2017 – вновь 47-е). Армения занимала 32, 34, 35 и др. места. Отметим, что показатель Грузии за 2019 год – 7-е место, Азербайджана – 34-е, и России – 28-е», — написал Багратян.
«Платформа проверки фактов» решила изучить цифры, представленные Грантом Багратяном, и выяснить, соответствуют ли эти данный действительности или нет?
Отметим, что Doing Business — это ежегодный доклад исследовательской группы Всемирного банка. Доклад публикуется с 2003 года и охватывает 190 стран. В нем оценивается доступность ведения бизнеса в этих странах. В рейтинге Doing Business страны оцениваются по 10 показателям: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и доступность процедуры банкротства. В методологии DB 2020 отмечается, что заключение контрактов с правительством и набор сотрудников изучаются, но не включаются в индексообразующий список показателей.
При изучении докладов прошлых лет, мы заметили, что в последние годы Армения показала худшие результаты в 2011 и 2012 гг., заняв 48-е и 55-е места соответственно.
Следует отметить, что в 2015-2017 годах методология составления доклада изменилась. Однако с тех пор пересчет предыдущего доклада проводился ежегодно только для обеспечения точности нового расчета, т. е. показатели за 2003–2015 гг. остались неизменными.
Таким образом, в последние годы самый низкий показатель Армении в индексе был зарегистрирован в 2011 и 2012 гг, и Грант Багратян неверно представил методологию, поскольку при составлении таблиц учитываются не 12, а 10 показателей.
Индекс демократии
Грант Багратян представил также показатели Армении в докладе британской исследовательской и консалтинговой компании The Economist Intelligence Unit за 2019 год.
«По части индекса демократии Армения зарегистрировала серьезный прогресс, поднявшись со 111-го места на 86-е. Решающую роль в этом сыграли парламентские выборы в декабре 2018 года. Свое отражение пока не нашли преследование в отношении председателя Конституционного суда, обязательное предварительное заключение людей под стражу, открыто предвзятая позиция судов», — написал Багратян.
Индекс демократии основан на пяти критериях: избирательный процесс и плюрализм, гражданские свободы, работа правительства, возможности для политического участия и политическая культура. Отметим, что согласно докладу страны делятся на четыре группы: полная демократия, ограниченная демократия, гибридный режим и авторитарный. Армения в списке занимает 86-е место и причислена к странам с гибридным режимом.
Примечательно, что опубликованный в январе доклад подвел итоги событий 2019 года. В 2018 году Армения заняла в этом докладе 103-е место, и непонятно, почему бывший премьер-министр не упомянул доклад за 2018 год. Следовательно, утверждение Багратяна о том, что «преследование в отношении председателя Конституционного суда, обязательное предварительное заключение людей под стражу, открыто предвзятая позиция судов не были учтены при составлении доклада», является манипулятивным и вводит в заблуждение читателей.
Индекс восприятия коррупции
Коснувшись Индекса восприятия коррупции Transparency International, Грант Багратян отметил, что здесь зарегистрирован прогресс – за два года Армения поднялась с 107-го места на 77-е.
«Правда, по этому показателю мы в прошлом были и на 94-95 местах (в 2013-2015гг). Беспрекословно, зарегистрирован серьезный прогресс в налоговой и таможенной сферах. Но определенную роль сыграла и армянская Transparency International, которая «скрыла» от своих материнских компаний прикарманивание бюджетных средств в виде неограниченного количества премий. Не было доложено об открытии фондов первой леди страны и так далее. В конце концов, у «местной» Transparency International в настоящее время есть депутаты, она «сотрудничает» с бюджетными средствами РА. То есть она является бенефициаром и поэтому не нейтральна к действующим властям. Но что здесь интересно, так это то, что после всего этого Армения на 77-м месте. Несмотря на «прогресс», страна причислена к коррумпированным странам», — написал Грант Багратян.
Примечательно, что после поста Багратяна координатор Антикоррупционного центра Transparency International Варужан Октанян опроверг тот факт, что их организация представила неточные данные касательно Индекса восприятия коррупции и скрыла информацию. Октанян подчеркнул, что, исходя из принципов научной этики и беспристрастности, международная организация никогда не берет информацию от представителей какой-либо страны.
При изучении методологии Transparency International становится ясно, что в ходе составления Индекса восприятия коррупции учитываются не доклады местных офисов, а данные международных структур.
Источниками Индекса восприятия коррупции являются Всемирный экономический форум, Freedom House, Консультации по политическим и экономическим рискам, Economist Intelligence Union и другие организации. Используются данные как минимум трех организаций. Каждый раз методология представляется в отдельной главе ежегодного доклада.
Учитывая этот факт, можем констатировать, что Грант Багратян ошибается, поскольку при составлении Индекса восприятия коррупции Международное бюро Transparency International не полагается на данные, предоставленные местными офисами.
Таким образом, пост Гранта Багратяна содержит ряд ошибок и вводящих в заблуждение тезисов.
Лусине Восканян