10 апреля полиция распространила сообщение, в котором обвинила организаторов недавних акций протестов в нарушении закона и призывала «воздержаться от нарушения общественного порядка». Оставляя в стороне оценку правомерности действий демонстрантов (учитывая их частичную спонтанность) зафиксируем, что во время этих собраний именно полиция нарушает требования законадательства.
Полиции не было?
Так, 24 марта 2018 года, 9 и 11 апреля инициатива «Мержир Сержин» («Отвергни Сержа») провела в центре Еревана собрания и шествия с участием сотен участников, которые не сопровождались служащими в полицейской форме.
Согласно статье 32-й Закона РА «О свободе собраний», полиция обязана обеспечить присутствие своего представителя на собрании. А статья 12 Закона РА «О полиции» закрепляет, что «Полиция обязана обеспечивать охрану общественного порядка на улицах, площадях… Во время обеспечения охраны общественного порядка сотрудники полиции обязаны носить одежду установленной формы, на которой на видном месте прикрепляются знаки, позволяющие идентифицировать сотрудника полиции».
Между тем как, на собраниях и шествиях 24 марта, 9 и 11 апреля не было ни одного полицейского в форме. Присутствовали только сотрудники уголовного розыска в гражданской форме полиции (оперуполномоченные), которые никоим образом не вмешивались.
Засняли с нарушениями
Однако многие из полицейских в гражданской форме нарушали во время собраний также и другие правовые нормы. В частности, недавними поправками к Закону «О полиции» (статья 22-я) было закреплено, что «Сотрудники полиции при выявлении и раскрытии преступлений, во время охраны общественного порядка могут использовать видео- и фотозаписывающиe техническиe средствa… Видео- и фотозаписывающие технические средства прикрепляются на форме полицейского или находятся в его руках, или в служебном транспортном средстве… По этой части сотрудник полиции обязан устно уведомить о неконфиденциальном наблюдении идео- и фотозаписывающими техническими средствами. Аудио-, видео-, фотозапись и осуществляются только с помощью служебных (неличных) технических средств».
Между тем как камеры журналистов (в том числе и наших) зафиксировали сотрудников полиции, которые со своих телефонов снимали акцию и его участников без предупреждения.
Таким образом, полицейские нарушили не только 22-ю статью Закона «О полиции», но и Закон «О личных данных», поскольку этими съёмками они собирали личную информацию о демонстрантах.