18 октября Защитник прав человека заявил, что дислоцированные с мая в Гегаркуникской области ВС Азербайджана построили большие укрытия, запаслись большим количеством дров, а также провели масштабные дорожно-строительные и фортификационные работы.
На следующий день Министерство обороны выступило с уточняющим заявлением, в котором вопросы, поднятые омбудсменом, были охарактеризованы как преувеличенные, и отмечалось, что «в записи есть ряд неточностей, а также утверждения, которые оторваны от реальности».
После опровержения Минобороны омбудсмен подтвердил поднятые им вопросы и опубликовал в качестве доказательства несколько снимков, на которых запечатлены укрепленные вооруженными силами Азербайджана позиции, построенные дороги.
В ответ Минобороны повторило предыдущее опровержение и призвало офис ЗПЧ «воздержаться от распространения непроверенной информации».
«Платформа проверки фактов» решила выяснить, насколько обоснованы утверждения омбудсмена и какая сторона фальсифицирует или скрывает реальность.
Сообщение омбудсмена от 18 октября касалось накопленных припасов и укрепительных работ, проведенных вооруженными силами Азербайджана в окрестностях сел Сотк, Кут и Верин-Шоржа Гегаркуникской области.
Журналисты «Платформы проверки фактов» 22 и 23 октября посетили эти села и сфотографировали несколько азербайджанских позиций.
На прилегающих к селу Сотк участках азербайджанские позиции вперед не продвинулись. Именно здесь находится Сотский золотой прииск, и как вы помните, в конце ноября прошлого года, когда вооруженные силы Азербайджана появились в этом районе, именно на территории прииска в течение нескольких дней велись переговоры между представителем вооруженных сил Азербайджана и российской стороной.
С тех пор ВС Азербайджана не перемещали свои позиции.
В селе Кут нам не удалось сфотографировать азербайджанские позиции, так как военнослужащим-срочникам был дан строгий приказ не допустить проведения видео и фотосъемки в этом районе (чем было нарушено осуществление законной профессиональной деятельности журналистов). Несмотря на это обстоятельство, «Платформа проверки фактов» составила приблизительную карту позиций, занятых вооруженными силами Азербайджана, на основе информации и видео, которые ранее были размещены в Интернете.
Позиции четко видны на спутниковых снимках.
Иная картина была на участке села Верин Шоржа. Еще во время вторжения в мае вооруженные силы Азербайджана продвинулись вперед на несколько километров. Есть даже места, где это продвижение по прямой составляет от 3 до 4 км.
И хотя у армянской стороны перед каждой позицией Азербайджана есть своя позиция, однако Азербайджан за эти месяцы значительно укрепил свои позиции, в некоторых местах даже можно увидеть позиции, укрепленные шинами и габионами, предназначенными для строительства ограждений.
Запечатленная на фото позиция находится на территории Армении, и опровержение Минобороны касательно того, что укрепленные позиции находятся по ту сторону границы, является явной фальсификацией.
Еще одна азербайджанская позиция расположена на территории Армении на горной дороге, соединяющей село Цар (Зар) в Карвачаре и Верин Шоржа, вглубь от границы примерно на 2 км.
«Платформа проверки фактов» сфотографировала этот участок также через несколько дней после вторжения – 18 мая этого года. В то время на позиции Азербайджана была установлена только одна большая палатка.
Между тем, вооруженные силы Азербайджана, похоже, уже полностью обосновались на этой позиции. Проведены фортификационные работы, позиция обставлена мешками, шинами и прочими баррикадами, а на металлическом стержне установлен азербайджанский флаг.
На фото запечатлено почти то же место, что и на предыдущем фото, однако сделано оно с другого ракурса. Как видим, инженерные работы, которые велись на позициях с мая по сегодняшний день, очевидны. По обе стороны дороги, перед установленными на армянской позиции металлическим домиком, палаткой и ограждением из шин, Азербайджан обставил свои позиции каменными постройками, габионами, шинами и т. д.
Кстати, армянскую позицию от азербайджанской отделяет буквально несколько метров.
Пример этой позиции лишний раз доказывает, что поднятый Защитником прав человека вопрос о том, что находящиеся с мая на территории Армении ВС Азербайджана не только не собираются покидать свои позиции, но и проводят фортификационные работы, является верным.
Помимо этого, на фото мы постарались максимально наглядно показать, насколько близко позиции ВС Азербайджана расположены к мирному населению. На одной из фотографий хорошо видны позиции и коровы, пасущиеся на поле на расстоянии около 1.5 км Это очередное свидетельство неоднократных сообщений Защитника прав человека о том, что присутствие вооруженных сил Азербайджана представляет собой прямую угрозу жизни и нормальной деятельности мирных жителей.
В дополнение ко всему этому, в этом районе очевидна работа, проделанная на горных дорогах. Доступные нам на данный момент спутниковые снимки не позволяют сравнить дорожно-строительные работы с предыдущим снимком, однако очевидно, что на территории были проведены масштабные инженерные работы: расширение дорог, строительство, приспособление к движению техники и др.
Горная дорога на фото раньше существовала, но, судя по свежему слою почвы, можно сказать, что на дороге проделаны серьезные инженерные работы. Это обусловливается тем обстоятельством, что у подножия горы расположено несколько азербайджанских позиций. Дорога обслуживает именно эти позиции.
Таким образом, можем констатировать, что с мая, когда вооруженные силы Азербайджана вторглись на суверенную территорию Армении и расположились в районе нескольких сел Гегаркуникской области, велись фортификационные и дорожно-строительные работы, накапливались припасы, а Министерство обороны Армении фальсифицирует, когда квалифицирует сообщения омбудсмена как преувеличенные или несоответствующие действительности.
Хотя нам и не удалось собрать доказательств касательно фортификационных работ, проведенных ВС Азербайджана в районе сел Сотк и Кут, однако эти работы были очевидны в селе Верин Шоржа. А вопросы, поднятые омбудсменом, соответствуют действительности.
Айк Оганесян
Севада Казарян