После революции 2018 года премьер-министр Никол Пашинян сделал ряд заявлений по урегулированию карабахского конфликта, предложив свои представления решения вопроса, в основном отмечая, что начинает переговоры с «нулевой точки».
Однако заявления Пашиняна сильно различаются по содержанию в зависимости от периода, ситуации в мире и в Армении.
Принимая во внимание недавние заявления Пашиняна и новую позицию официального Еревана по окончательному статусу Арцаха или обнородованию этой позиции, «Платформа проверки фактов» решила обобщить заявления Пашиняна на тему реализации Арцахом права на самоопределение, сделанные после избрания на пост премьер-министра, и их изменения.
2018-2019гг․ Арцах должен вести переговоры․ «Арцах – это Армения, и точка!»
Уже на следующий день после избрания премьер-министром, 9 мая 2018 года, Никол Пашинян совершил свой первый рабочий визит в Арцах. Здесь Пашинян был весьма конкретен, говоря о требованиях Армении к переговорам и готовности к компромиссам. «О компромиссах речь может идти только в случае, если мы получим из Азербайджана четкий сигнал о том, что Баку готов признать право народа Арцаха на самоопределение», — сказал он.
В тот же период, опять же в одном из своих выступлений в Арцахе, Пашинян продвигал один из своих многочисленных тезисов: он не имеет права вести переговоры от имени Арцаха. «․․․ мы считаем очень важным продолжение переговорного процесса по карабахской проблеме, который будет учитывать право народа Арцаха на самоопределение, и я заявил, что готов вести переговоры с Президентом Азербайджана в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ, но также считаю, что этот переговорный формат не может считаться полноценным, поскольку в нем пока не участвует одна из полноценных сторон конфликта – руководство Арцаха», — отметил Пашинян.
В марте 2019 года на встрече с Бако Саакяном в Степанакерте Пашинян заявил, что международное признание независимости Республики Арцах было, есть и останется приоритетом для Армении.
В августе того же года премьер-министр организовал митинг на площади Возрождения в Степанакерте. Именно здесь Пашинян сделал одно из своих самых примечательных заявлений: «Арцах – это Армения, и точка!».
Контекстом заявления стали программы развития Армении на ближайшие годы, где не было отдельных пунктов об Арцахе. «Я уверен, что многие из вас сейчас спрашивают, почему ничего не говорится об Арцахе. Ответ очень прост, потому что Арцах — это Армения, и точка», — заявил Пашинян.
«В результате переговоров любое решение, которое считается приемлемым для правительств Армении и Арцаха, может считаться приемлемым только в случае всеобщего одобрения народа в Армении и Арцахе», — заявил в тот же день премьер-министр.
«Бархатная революция неизбежно должна привести к международному признанию самоопределения Арцаха»
В мае 2020 года Пашинян принял участие в церемонии инаугурации новоизбранного президента Араика Арутюняна в Шуши, вновь заявив о праве Арцаха на самоопределение. «…ненасильственная бархатная народная революция неизбежно должна привести к международному признанию, де-факто признанию самоопределения Арцаха», — сказал Пашинян.
«И следовательно, мой призыв и просьба: давайте не будем использовать нашу национальную энергию и силу каким-либо образом, на какой-либо площадке для того, чтобы отклониться от этой цели, чтобы утомляться на этом пути, измотать себя, предаваться отчаянию», — отметил премьер.
Примечательно, что хотя Пашинян в этот период регулярно говорил о праве Арцаха на самоопределение в своих выступлениях перед внутренней аудиторией, его выступления по Арцаху на международных форумах носили более неопределенный характер или обходили конфликт в целом, как, например, в октябре 2019 года в Генеральной Ассамблее ООН.
Война. «Отделение во имя спасения»
Ситуация изменилась в конце сентября 2020 года после войны, развязанной Азербайджаном при поддержке Турции. Пашинян стал продвигать до этого менее обсуждаемый принцип решения карабахского конфликта – отделение во имя спасения (Remedial secession).
Принцип «отделения во имя спасения», являющийся одним из современных проявлений принципа самоопределения народов, дает право отдельным группам, народам отделиться от любого государства, когда существует риск дискриминации, массовых нарушений прав человека или риск Геноцида, а также исключает союз с государством, если союз приводит к вышеприведенным последствиям.
«Это должно быть положено в основу нашей концепции урегулирования карабахского вопроса. вовлеченность террористов-наемников в нынешней войне, террористическое поведение Турции и Азербайджана дают правовую возможность для международного осознания этого», — 16 октября на своей странице в Facebook написал Никол Пашинян.
Пашинян говорил о необходимости применения этого принципа практически во всех интервью, которые он дал международным СМИ во время войны. Он заявлял, что «отделение во имя спасения» является единственным способом обеспечения безопасности армян Арцаха, и «ожидал», что международное сообщество предпримет шаги в направлении признания Арцаха и «констатирует, что армяне Нагорного Карабаха находятся в экзистенциальной опасности, стоят перед угрозой геноцида, в этом контексте рассмотреть применимость формулы «отделения ради спасения» в отношении Нагорного Карабаха».
В этот период Пашинян также говорил о «снижении планки» в вопросе статуса Арцаха со стороны Армении. Еще в 2011 году в Казани Армения была готова подписать соглашение, по которому Арцах получал «промежуточный» статус, оставляя окончательное решение на неопределенное будущее. Однако Азербайджан в последний момент отказался, предъявив более жесткие требования. «В тот момент, когда какой-либо компромисс становится приемлемым для Армении, этот компромисс сразу же становится неприемлемым для Азербайджана», — сказал Пашинян в интервью Al Arabiya.
Сразу после окончания войны видением Пашиняна арцахского урегулирования оставалось применение этого принципа.
««Решение Сената Франции является историческим. Международное признание Арцаха входит в международную повестку дня», — написал Пашинян на своей странице в Facebook примерно через неделю после подписания перемирия.
Применимость принципа «Отделение во имя спасения» в контексте карабахского конфликта начала обсуждаться в Армении после Апрельской четырехдневной войны 2016 года.
К этому принципу публично коснулся первый президент Левон Тер-Петросян в опубликованной 6 мая 2016 года статье «К вопросу о признании независимости Карабаха», в которой он пишет: «Для достижения успеха в процессе урегулирования, помимо реализации идеи референдума о самоопределении, закрепленной в Мадридских принципах, армянская дипломатия должна использовать еще один чрезвычайно важный аргумент для обоснования необходимости независимости Карабаха. Речь идет о так называемой доктрине «отделение во имя спасения» (remedial secession), которая активно развивается в сфере международного права в последние десятилетия».
Предвыборный период. «Отделение во имя спасения»
Несмотря на новую и «беспрецедентную ситуацию», сложившуюся в послевоенный период, особенно в предвыборный период парламентских выборов в июне 2021 года, Пашинян продолжал говорить о принципе «отделения во имя спасения» и независимости Арцаха. В этот период переговоры с Азербайджаном не были возобновлены, судьба Минской группы была не известна.
Право Арцаха на самоопределение и «нет будущего в составе Азербайджана» были включены в предвыборную программу.
«Нашей главной задачей на ближайшие годы должно стать […] обеспечение безопасности народа Арцаха и мирное, всеобъемлющее урегулирование карабахского конфликта на основе самоопределения народа Арцаха без ограничений... Тот факт, что в результате массовых нарушений прав человека и преступлений со всех территорий Арцаха, где установлен азербайджанский контроль, были выселены армяне, свидетельствует о том, что народ Арцаха не может существовать в условиях подчинения Азербайджана», — в апреле 2021 года с трибуны НС заявил Никол Пашинян.
17 июня в своем выступлении, подводя итоги предвыборной кампании, Пашинян вновь коснулся этой темы. «Наше представление об урегулировании вопроса продолжает оставаться прежним. И, по нашему убеждению, 44-дневная война еще более усилила контекст самоопределения армян Нагорного Карабаха по формуле «отделение во имя спасения», поскольку очевидно, что армянофобия в Азербайджане не только остается государственной политикой, но и еще более подчеркивается, в частности, такими примерами, как позорный сквер «трофеев», открывшийся в Баку. Армянская сторона должна последовательно обратить внимание международного сообщества на эти и подобные факты, подчеркивая, что «отделение во имя спасения» — единственная возможность объективного и реального урегулирования вопроса», — заявил Пашинян.
Реализация принципа «отделение во имя спасения» в предвыборной программе партии «Гражданский договор» Пашиняна считалась ключевой для урегулирования карабахского конфликта.
«Платформа проверки фактов» уже писала о пунктах предвыборной программы ГД, которые касаются Арцаха.
Во время митинга по подведению итогов выборов 20 июня 2021 года Пашинян еще раз коснулся этого вопроса: «Я хочу заверить вас сегодня нашими громкими аплодисментами, что мы полностью привержены нашим братьям и сестрам в Арцахе, нашим заветным мечтам, справедливому урегулированию Арцахской проблемы, как я имел возможность сказать в предыдущем выступлении, в рамках формулы «отделение во имя спасения»».
«Эпоха мира» и «снижение планки»
Вскоре после выборов, в августе, представляя программу правительства, Никол Пашинян заявил, что в ходе агиткампании ГД давал избирателям «устные обещания», которых не было в предвыборной программе ГД. По словам Пашиняна, население «в первую очередь помнит и фиксирует» обещание «открыть эпоху мира» в Армении и регионе, а также обещание установления в стране «диктатуры права».
Так, в прошлом предвыборные дискуссии о праве Арцаха на самоопределение и об Арцахе в целом укладывались в четыре пункта программы правительства, один из которых формулировался следующим образом: «Основной задачей правительства на ближайшие годы должно стать обеспечение безопасности народа Нагорного Карабаха и мирное и всеобъемлющее урегулирование карабахского конфликта. Правительство Республики Армения видит окончательное урегулирование нагорно-карабахского конфликта под руководством сопредседателей Минской группы ОБСЕ путем уточнения окончательного статуса Нагорного Карабаха на основе хорошо известных принципов и элементов, включая право на самоопределение».
В декабре 2021 года Пашинян, пожалуй, впервые публично затронул вопрос «статуса Арцаха». «Окончательный статус Нагорного Карабаха не обязательно означает его независимость», — сказал он. Пашинян также отметил, что этот «статус» подлежал уточнению в ходе переговоров.
По его словам, в результате определенной пропаганды в армянском обществе сформировалось мнение, что «окончательный статус Нагорного Карабаха» обязательно предполагает независимость. «А кто это сказал? Окончательный статус означает определенный окончательный статус», — сказал Пашинян.
Пашинян также регулярно заявлял, что он унаследовал от прежних властей ситуацию, когда «статус Арцаха» уже был снят со стола переговоров.
Постепенно в выступлениях премьер-министра Пашиняна стало не хватать популистских заявлений, а в последние месяцы резко изменилась риторика Пашиняна и его политической команды: упоминания права наций на самоопределение или разговоры о необходимости применения принципа «отделения во имя спасения» прекратились.
Бурные дискуссии о дальнейшем статусе Арцаха начались в начале апреля 2022 года после встречи с Алиевым в Брюсселе. На этой встрече стороны пришли к соглашению о подготовке к подписанию мирного договора.
Касаясь содержания мирного договора, в своем выступлении 13 апреля Пашинян отметил, что «для нас принципиальное значение имеют гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха, защита их прав и свобод, а также уточнение окончательного статуса Нагорного Карабаха».
Пашинян выступил в тот день в парламенте с достаточно откровенной речью, заявив, что международное сообщество требует «снизить планку» по вопросу о статусе Арцаха. Эта планка, согласно публичным выступлениям Пашиняна в последние годы, стала реализация права народа Арцаха на самоопределение или признание независимости.
По его словам, «международное сообщество говорит Армении, что быть единственной в мире страной, которая на двустороннем уровне не признает территориальную целостность союзника Турции — Азербайджана, представляет большую угрозу не только для Арцаха, но и для Армении». «Международное сообщество вновь говорит нам немного снизить нашу планку в вопросе статуса Нагорного Карабаха. В противном случае, международное сообщество говорит: «просим не возлагать на нас надежды», — сказал Пашинян.
«Мы констатировали, что у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, и вопрос Карабаха — не вопрос территории, а вопрос права», — заявил Пашинян, отметив, что «если раньше мы ставили в основу статус Карабаха, и исходя из этого, гарантии безопасности и права, то сейчас мы закладываем в основу гарантии и права безопасности, исходя из этого статуса. Иными словами, мы констатируем, что статус в данной ситуации является не целью, а средством обеспечения безопасности и прав армянства Нагорного Карабаха».
На следующий день, 14 апреля, Никол Пашинян вновь коснулся этих тем, пояснив собственные заявления. По его словам, в сложившейся ситуации это единственный вариант обеспечения безопасности армян Арцаха.
Ани Аветисян
Акоп Карапетян