Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил в интервью газете «Аргументы и факты», что конфликт между Арменией и Азербайджаном не находится в юрисдикции Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В частности, корреспондент поинтересовался, могут ли эта организация и Россия как ее самый мощный участник оказать Армении более энергичную поддержку в конфликте с Азербайджаном, прежде всего, военную в контексте встречи лидеров стран ОДКБ 23 ноября в Ереване.
«Конфликт между Арменией и Азербайджаном, с моей точки зрения, не относится к компетенции организации. Каждая из стран-членов ОДКБ определяет свое отношение к нему самостоятельно», — ответил вице-спикер Совета Федерации Косачев.
Он также добавил, что «занять в этом конфликте позицию поддержки только одной стороны означало бы его усугубить».
Член ОДКБ – Армения – подвергся агрессии
13-14 сентября Азербайджан напал на суверенную территорию Армении, провел боевые действия в Гегаркуникской, Вайоцдзорской, Сюникской областях. В день нападения под председательством премьер-министра РА Никола Пашиняна состоялось заседание Совета безопасности, в ходе которого было принято решение официально обратиться к ОДКБ, а также к России и Совету Безопасности ООН в связи с агрессией против Армении.
Еще в сентябре FIP.am через спутниковую карту Google Earth показал, что боевые действия велись на территории Армении. Согласно отчету офиса Защитника прав человека Армении, в результате нападения вооруженных сил Азербайджана 7600 граждан были перемещены, 4 мирных жителя убиты, 1 пропал без вести, 7 мирных жителей получили ранения.
В октябре заместитель председателя постоянной комиссии НС по обороне и безопасности Армен Хачатрян заявил, что в результате нападений 2021-2022 годов азербайджанская сторона оккупировала в общей сложности около 127 квадратных километров суверенной территории Республики Армения.
Что говорит устав ОДКБ?
«Платформа проверки фактов», изучив Устав ОДКБ, выяснила, что в действительности он четко определяет, какую позицию организация должна занять в случае агрессии против одного из государств-членов.
Согласно статье 2 Устава, в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам – участникам в целях устранения возникшей угрозы.
Согласно статье 4, «если одно из государств – участников подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия на все государства – участники настоящего Договора». Та же статья закрепляет, что «в случае совершения агрессии на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Таким образом, утверждение вице-спикера Совета Федерации РФ Константина Косачева о том, что конфликт между Арменией и Азербайджаном не находится в юрисдикции ОДКБ, не соответствует действительности. Следовательно, утверждение о том, что «каждая из стран-членов ОДКБ определяет свое отношение к конфликту самостоятельно», также неверно, поскольку Устав четко определяет последовательность действий государств-членов в случае агрессии против другого государства-члена.
Лусине Восканян