В ходе парламентского брифинга 19 ноября депутат от фракции «Айастан» Арцвик Минасян заявил, что заявления премьер-министра Никола Пашиняна и Министерства иностранных дел касательно процесса демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы и урегулирования Арцахского вопроса диаметрально противоречат друг другу.
Арцвик Минасян, в частности, отметил, что несколько месяцев назад, когда говорилось о демаркации и делимитации, МИД официально заявил, что процесс делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном не может обсуждаться в отрыве от реализации народа Арцаха своего права на самоопределение. «На днях Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте заявлял диаметрально противоположное – что это три различных вопроса», — сказал Минасян.
«Платформа проверки фактов» решила выяснить, насколько заявления Минасяна соответствуют действительности и как изменилась позиция Армении по поводу процесса демаркации границы с Азербайджаном и взаимосвязанности урегулирования арцахского конфликта.
Бывший пресс-секретарь МИД Анна Нагдалян в ходе беседы с журналистами 21 мая 2021 года заявила: «Демаркация и в дальнейшем делимитация границы между Арменией и Азербайджаном должны стать частью процесса всеобъемлющего мирного урегулирования конфликта, в рамках которого в первую очередь должны решаться вопросы деоккупации территорий Арцаха и определения его окончательного правового статуса под эгидой Минской группы ОБСЕ».
Кстати, тогда пост министра иностранных дел занимал Ара Айвазян, который ушел в отставку примерно через неделю после упомянутого заявления – 27 мая, а уже 31 мая должность пресс-секретаря МИД покинула Анна Нагдалян.
В ходе правительственного часа в Национальном Собрании 18 ноября премьер-министр Никол Пашинян, отвечая на вопрос депутата от фракции «Гражданский договор» Марии Карапетян касательно работы трехсторонней рабочей группы Россия-Армения-Азербайджан по разблокированию коммуникаций, действительно заявил, что вопросы демаркации и делимитации и урегулирования Арцахского конфликта – это разные вопросы, которые никак не связаны друг с другом.
«Три разных вопроса – региональные коммуникации, делимитация и демаркация и урегулирование нагорно-карабахского конфликта – это разные проблемы, содержание и форматы обсуждения этих вопросов разные, независимо от того, насколько они связаны с точки зрения контекста», — сказал Пашинян.
Добавим, что ранее с аналогичным заявлением выступил секретарь Совета безопасности Армен Григорян. В интервью Общественному телевидению 20 августа Григорян сказал, что «процесс делимитации и демаркации между Арменией и Азербайджаном будет происходить «без карабахского вопроса».
«Для карабахского вопроса есть специальный формат и это единственный формат – формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ, вне которого вопрос Нагорного Карабаха не обсуждается», — сказал он.
Таким образом, утверждение депутата от фракции «Айастан» Арцвика Минасяна о том, что премьер-министр выразил противоречащую МИД позицию по процессу демаркации и делимитации и урегулирования Арцахского вопроса, соответствует действительности, а позиция официального Еревана в этом вопросе диаметрально изменилась.
Нане Манасян